Вчера, когда ездила к маме, случайно попала на фильм Плезантвиль. Я и раньше его видела, но в этот раз он произвел на меня особнное впечатление. Может от того что в тему оказался. Тема выхода за рамки довольно близка мне в последнее время. .
«Плезантвиль» (англ. Pleasantville) — американский кинофильм 1998 года в жанре романтической идиллии. Фильм был номинирован на премию «Оскар» в трёх категориях, получил ряд прочих наград. Первая часть фильма сделана чёрно-белой, позднее с развитием сюжета фильм становится цветным. Детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей.
Сюжет:
Дэвид Вагнер живет в 1998 году в США. Он замкнут и отвлекается от реальности за просмотром старого чёрно-белого телесериала о городке Плезантвиль, в котором всё является «приятным» (отсюда название «Плезантвиль», по-английски «приятный» — pleasant/плезант). Его сестра Дженнифер (Риз Уизерспун) ведёт гораздо менее целомудренную жизнь, и однажды ссорится с братом за пульт дистанционного управления телевизором. Пульт ломается, и тотчас появляется подозрительный работник ремонтной службы, который переносит Дэвида и Дженифер в телесериал о Плезантвиле. Молодые люди становятся его героями, и вынуждены приспосабливаться к окружению. Черно-белый городок живёт по своим законам, но каждый выход героев за рамки делает мир всё более цветным.
В ролях:
Тоби Магуайр — Дэвид Вагнер (1998 год), Бад Паркер (1958 год)
Риз Уизерспун — Дженнифер Вагнер (1998 год), Мэри-Сью Паркер (1958 год)
Уильям Мэйси — Джордж Паркер
Джоан Аллен — Бетти Паркер
Джефф Дэниэлс — Билл Джонсон
Дон Ноттс — работник ремонтной службы
Пол Уокер — Скип
Дж. Т. Уолш — Большой Боб (мэр)
Джейн Кашмарек — мама Дэвида
Марли Шелтон — Маргарет Хендерсон
Премии и номинации:
1999 — две премии «Сатурн»: лучший молодой актёр (Тоби Магуайр), лучшая актриса второго плана (Джоан Аллен)
1999 — три номинации на премию «Оскар»: лучшая работа художника-постановщика/декоратора (Джоннин Оппэвол и Джей Харт), лучший дизайн костюмов (Джудианна Маковски), лучшая музыка к драматическому фильму (Рэнди Ньюман)
1999 — три номинации на премию «Сатурн»: лучший фильм в жанре фэнтези, лучший дизайн костюмов (Джудианна Маковски), лучший сценарий (Гэри Росс)
1999 — номинация на премию «Хьюго» за лучшую драматическую постановку
1999 — премия «Молодой Голливуд» за самую прорывную женскую роль (Риз Уизерспун)
Саундтрек:
Across the Universe — Фиона Эппл (The Beatles)
Dream Girl — Robert and Johnny
Be-Bop-A-Lula — Джин Винсент
Lawdy Miss Clawdy — Ларри Уильямс
Sixty Minute Man — Билли Уард и the Dominoes
Take Five — The Dave Brubeck Quartet
At Last — Этта Джеймс
(Let Me Be Your) Teddy Bear — Элвис Пресли
Rave On — Бадди Холли и the Crickets
Please Send Me Someone to Love — Фиона Эппл
So What — Майлз Дэвис
Suite from Pleasantville — Рэнди Ньюман
Основная идея фильма состоит в том, что для того, что бы изменить мир нужно изменить себя. Это как иллюстрация библейской притчи о том, как человек попросил Бога сначала десять лет для того, что бы сделать лучше мир, потом - десять лет для того, что бы сделать лучше свою семью, и лишь в конце, осознав бесплодность предыдущих действий, попросил десять лет что бы изменить себя, и тогда Б-г сказал - именно этого ты должен был просить с самого начала". Здесь идея схожа - лишь изменив себя, герои фильма обретали цвет.
Отдельного внимания заслуживает саундтрек фильма - практически весь фильм играют старые добрые виниловые пластинки с записями Элвиса, Perry Como, Джона Леннона и прочих исполнителей, создающих настроение легендарной "prosperity" вемен 50-х 60- годов.
Но, безусловно, самая оригинальная деталь фильма - это виртуозный монтаж. Так как по сюжету мир постепенно обретает краски, то сочетание в одном экране цветных и черно-белых элементов создает абсолютно непоборимые картины. Чего только стоит сцена езды на машине под дождем из розовых лепестков.
Что меня зацепило
Основная идея - идеальный мир с идеальными людьми, идеальной погодой, домами - на первый взгляд конечно хорошо, но без опасностей, без нового, неожиданного, непредсказуемого он как будто лишен красок. И хорошо, что это всего лишь утопия. Реальность ярче наших представлений. Этот черно-белый мир был реалной иллюзией для Девида Вагнера, но когда он попал туда на самом деле, он понял, от чего он отказывался, живя в выдуманном мире. Его сестра, его противоположность, тоже кое что упускала, не знала что кроме секса в мире что то еще есть. Главное, что мешает видеть мир как он есть - это косность и нежелание выйти за однажды установленные рамки. Страшно делать то, чего от нас не ожидают. И опасно. Выходит что ты будешь жить не своей жизнью, а неизвестно откуда взявшимися представлениями о тебе других людей.
В общем - фильм классный. Красивый. И глубокий. Не как марианская впадина конечно)) Надо будет еще раз как нибудь посмотреть.